Джерри Гарсиа перед легендарной Wall of Sound в 1974 году.
Grateful Dead – это американская рок-группа с фронтменом Джерри Гарсией, основанная в 1965 году в Сан-Франциско. Группа известна по уникальному стилю, который включает в себя элементы рока, фолка, блюза, кантри, джаза и госпела. Grateful Dead занимает значимое место в американской музыкальной культуре.
Особое внимание стоит уделить концертной деятельности группы, об этом рассказывает Брайен Андерсон. Он пишет об одной из встреч участников группы, которые были озадачены «вопросами технологий, музыки, новых открытий», автор ссылается на воспоминания Рика Тернера, разработчика инструментов и усилителей. Именно тогда и был запущен процесс многолетней работы над самой полноразмерной и инновационной системы звукового усиления всех времен, которая в последствии стала настоящей громадой весом 70 тонн – подлинной «Стеной Звука».
«Стена Звука» использовалась группой на концертных выступлениях в виде тщательно рассчитанной конструкции динамиков. В 1970-х годах «стена» постоянно увеличивалась в размере и мощности – группа инвестировала в неё существенную часть своей прибыли, чтобы обеспечить максимальное качество звука на концертах. Проблема заключалась в том, что существующие технологии усиления сигнала не давали рок-коллективам играть в полную силу. Брайен замечает, что техника усиления не успевала творческими амбициями музыкантов.
С высоты требований современного слушателя живая музыка образца 1969 года звучала в лучшем случае терпимо, в худшем – грязно, но в скором времени ситуация изменилась.
На пике формы Стена Звука имела в арсенале около 600 динамиков JBL (15, 12 и 5 дюймов) и более чем 50 твитеров ElectroVoice, подключенных к, примерно, полусотне ламповых усилителей McIntosh MC3500 и MC2300, одним из самых эффективных усилителей своего времени.
На сборку Стены вместе с подставками, лесами и освещением уходил целый день. Сама система, которая, по словам Тернера, изменялась каждый месяц, транспортировалась на 12-метровой фуре. Два набора лесов перевозились на двух 18-колесных грузовиках (Медведь утверждал, что было три набора лесов).
Освещение перевозили в 7-метровом фургоне. Чтобы группа на гастролях успевала следовать расписанию, были сформированы сразу две автобригады. Когда бригада А прибывала со Стеной в нужный город, бригада Б уже успевала возвести первую часть лесов. Так обе бригады успевали все подготовить к началу шоу.
Вес всей системы с подпорками, лесами и освещением мог составлять порядка 75 тонн. Конструкция выходила слишком громоздкой, а её содержание требовало серьезных усилий и средств, поэтому Dead смогли содержать Стену всего пару лет. Группа возводила свою Великую Стену (в разных вариантах) только на турах по Соединенным Штатам в период примерно с 1972 по 1974 годы.
«Стена была прекрасна, но создавала огромный ворох проблем, – рассказал Деннис «Wiz» Леонард, аудиоинженер, лично работавший со Стеной. – Её использование было довольно непрактично». Стена (не путать с одноименной системой студийной звукозаписи Фила Спектора) жила недолго, но её обсуждают до сих пор. Она по-прежнему остается самой большой подобной конструкцией, которой удалось поднять планку искусства и техники звукоусиления до небывалых высот. Наверное, в этом и есть ее наследие.
Все же, распологая, примерно, 28800 ваттами максимальной мощности, Стена могла дать фору любой звуковой системе тех времен. Был случай, когда уровень шума на сцене достиг отметки в 127 децибел. Это сопоставимо с взлетающим в пятидесяти метрах от вас истребителем. Однако едва ли кто-кто из участников и зрителей шоу сказал бы, что система ревела как реактивный F-16. Стена настолько четко воспроизводила звуки (хорошим примером будет запись, сделанная в августе 1974 года в Джерси-Сити, Нью-Джерси), что они совсем не казались громкими. Таким высоким было качество звучания.
«Система в полной боевой готовности – это что-то невероятное», – вспоминает Тернер. Он вспомнил выступление под открытым небом в Санта Барбаре, Калифорния, в 1971 – 1972 годах, когда во время саунд-чека ему пришлось отойти от сцены на добрых полмили. Тернер мог распознать каждую ноту даже с такого расстояния, тем самым подтверждая слова Медведя о том, что звук их Стены способен преодолеть большую дистанцию и не утратить силы. «Это было просто феноменально, – улыбается он. – Это было просто удивительно».